Scheme/Tutorial/1: различия между версиями

Материал из ALT Linux Wiki
Нет описания правки
м (oops, fix link)
 
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Category:Sisyphus]]
=== 1. Альфа и Омега ===
=== 1. Альфа и Омега ===
Схема -- это один из старейших диалектов хорошо известного семейства языков LISP. LISP всегда существенно отличался от других языков. И не только несколько непривычным синтаксисом, но и большим изяществом и продуманностью.
Схема — это один из старейших диалектов хорошо известного семейства языков LISP. LISP всегда существенно отличался от других языков. И не только несколько непривычным синтаксисом, но и большим изяществом и продуманностью.


Сначала всем кажется, что это ужасный язык с гирляндами круглых скобок, однако при более подробном знакомстве выясняется, что это совсем не проблема и плюсы перевешивают этот единственный минус.
Сначала всем кажется, что это ужасный язык с гирляндами круглых скобок, однако при более подробном знакомстве выясняется, что это совсем не проблема и плюсы перевешивают этот единственный минус.
Строка 8: Строка 6:
Сразу порекомендую пользоваться нормальным текстовым редактором. Очень хорошо подойдут vim и emacs. А вот mcedit навсегда вас отвадит от этого языка.
Сразу порекомендую пользоваться нормальным текстовым редактором. Очень хорошо подойдут vim и emacs. А вот mcedit навсегда вас отвадит от этого языка.


Это примерно как с поп-музыкой и чем-то другим. Первая всегда быстро приходит и также быстро уходит, а вторая не сразу придёт, зато никогда потом не покинет ;)
Это примерно как с поп-музыкой и чем-то другим. Первая всегда быстро приходит и так же быстро уходит, а вторая не сразу придёт, зато никогда потом не покинет ;)


Всё это разглагольствование отнюдь не означает, что все остальные языки по боку. Portable Assembler C ещё никто не смог заменить ;)
Всё это разглагольствование отнюдь не означает, что все остальные языки побоку. Portable Assembler — C ещё никто не смог заменить ;)


Небольшое замечание в сторону Сизифа: там, пожалуй, самая большая коллекция компиляторов и интерпретаторов схемы. Их пусть лучше представит их мантейнер. Я же хочу обратить внимание только на три:
Небольшое замечание в сторону Сизифа: там, пожалуй, самая большая коллекция компиляторов и интерпретаторов схемы. Их пусть лучше представит их мантейнер. Я же хочу обратить внимание только на три:
* '''guile''' -- не самый оптимальный по скорости, но зато непревзойдённый по удобству интеграции с C;
* '''guile''' — не самый оптимальный по скорости, но зато непревзойдённый по удобству интеграции с C;
* '''gambit-c''' -- очень хороший компилятор, но с бедноватым набором готовых библиотек;
* '''gambit-c''' — очень хороший компилятор, но с бедноватым набором готовых библиотек;
* '''scheme48''' -- один из лучших интерпретаторов с богатой библиотекой.
* '''scheme48''' — один из лучших интерпретаторов с богатой библиотекой.


=== 2 О порядке слов. ===
=== 2 О порядке слов. ===
Строка 21: Строка 19:
Одно и то же можно рассказать разными способами. Попытаемся рассказать разными способами про операцию сложения двух чисел.
Одно и то же можно рассказать разными способами. Попытаемся рассказать разными способами про операцию сложения двух чисел.


Способ 1: ''2 + 3'' (или двум прибавить три").
Способ 1: ''2 + 3'' (или «к двум прибавить три»).
Не самый удачный способ с точки зрения математики и языков программирования. Однако нас приучают к нему с детства, так же как и к десятичной системе счисления. Гораздо чаще произносится "два плюс три", но это скорее пословное оглашение записи, строго говоря -- лишённое какого либо смысла, ибо плюсы бывают разными. Да и с точки зрения языков программирования, например того же C, получается несколько неудачно, ибо операция прибавления всё-таки обозначается как +=. А в C++ это вообще может быть оформленно как маловразумительная конструкция operator+().
Не самый удачный способ с точки зрения математики и языков программирования. Однако нас приучают к нему с детства, также как и к десятичной системе счисления. Гораздо чаще произносится «два плюс три», но это скорее пословное оглашение записи, строго говоря — лишённое какого либо смысла, ибо плюсы бывают разными. Да и с точки зрения языков программирования, например того же C, получается несколько неудачно, ибо операция прибавления всё-таки обозначается как +=. А в C++ это вообще может быть оформленно как маловразумительная конструкция operator+().


Таким языком общается с миром большинство популярных языков программирования.
Таким языком общается с миром большинство популярных языков программирования.


Способ 2: ''2 3 +'' ("два и три сложить").
Способ 2: ''2 3 +'' («два и три сложить»).
Очень непривычный, но удобный способ с точки зрения математики. Известен также под названием польская нотация (или польская запись). Математическое удобство превращается в то что компиляторы и интерпретаторы языков программирования, использующую такую нотацию получаются чрезвычайно компактными, что позволяет их "засунуть" в кремний. Таким языком общается с миром Форт и Постскрипт.
Очень непривычный, но удобный способ с точки зрения математики. Известен также под названием ''польская нотация'' (или польская запись). Математическое удобство превращается в то, что компиляторы и интерпретаторы языков программирования, использующую такую нотацию, получаются чрезвычайно компактными, что позволяет их «засунуть» в кремний. Таким языком общается с миром Форт и Постскрипт.


Способ 3: ''+ 2 3'' ("сложить два и три").
Способ 3: ''+ 2 3'' («сложить два и три»).
Может быть, не самый лучший с точки зрения науки, зато самый естественный.  "сложить два и три" гораздо понятнее чем "два плюс три". Это не случайно, ибо это функциональный подход. Функция сложения применяется к двум и трём. В общем, то функция, пожалуй одно из самых основных понятий современного мира.
Может быть, не самый лучший с точки зрения науки, зато самый естественный: «сложить два и три» гораздо понятнее чем «два плюс три». Это не случайно, ибо это функциональный подход. Функция сложения применяется к двум и трём. В общем-то функция — пожалуй, одно из самых основных понятий современного мира.


Таким языком общается с миром всё многочисленное семейство LISP (и ещё много других функциональных языков программирования)
Таким языком общается с миром всё многочисленное семейство LISP (и ещё много других функциональных языков программирования)
Строка 36: Строка 34:
Итак, когда вы захотите что-то сказать на Scheme, сначала надо назвать функцию, а потом перечислить, к кому её применить.
Итак, когда вы захотите что-то сказать на Scheme, сначала надо назвать функцию, а потом перечислить, к кому её применить.


Например "вычесть из трёх четыре", "перемножить пять шесть и семь".
Например, «вычесть из трёх четыре», «перемножить пять шесть и семь».


Теперь немного о формате вызова.
Теперь немного о формате вызова.


Стандартный, и известный по школе способ записи результата применения функции к своим аргументам - <tt>f(x)</tt>. Ещё часто используется в математике бескобочный вариант - <tt>Ax,Fx,...</tt>
Стандартный и известный по школе способ записи результата применения функции к своим аргументам — <tt>f(x)</tt>. Ещё часто используется в математике бесскобочный вариант — <tt>Ax,Fx,...</tt>
Но LISP идёт своим путём и описывает вызов как <tt>(f x)</tt>. Казалось бы это ужасно, однако если функция много-аргументная, то мы экономим на спец. символах. <tt>f(x,y,z)</tt>запишется как <tt>(f x y z)</tt>.
Но LISP идёт своим путём и описывает вызов как <tt>(f x)</tt>. Казалось бы, это ужасно, однако если функция многоаргументная, то мы экономим на спецсимволах. <tt>f(x,y,z)</tt>запишется как <tt>(f x y z)</tt>.
Собственно такая экономность и регулярность в синтаксисе LISP и отпугивает от него, но как мы увидим дальше, бедность и регулярность синтаксиса -- это ещё и богатство, если бы не она, то не было бы и удобного способа описания интерфейса.
Собственно такая экономность и регулярность в синтаксисе LISP и отпугивает от него — но, как мы увидим дальше, бедность и регулярность синтаксиса — это ещё и богатство: если бы не она, то не было бы и удобного способа описания интерфейса.


Благодаря такому способу записи интерпретатор выражений получается очень простым и компактным не в пример C''++'', где развесистые выражения подчас способны свести с ума как разработчика, так и компилятор, да и двусмысленность что в C, что в C++ -- тоже не подарок. К ней же привыкли -- привыкните и к Scheme.
Благодаря такому способу записи интерпретатор выражений получается очень простым и компактным — не в пример C++, где развесистые выражения подчас способны свести с ума как разработчика, так и компилятор; да и двусмысленность что в C, что в C++ — тоже не подарок. К ней же привыкли — привыкнете и к Scheme.


Сразу несколько простейших выражений на Scheme. Комментировать их не буду и так всё понятно:
Сразу несколько простейших выражений на Scheme. Комментировать их не буду, и так всё понятно:


<pre>(+ 1 2)
<pre>(+ 1 2)
Строка 57: Строка 55:
(+ 1 (- 4 (+ 5 6)))</pre>
(+ 1 (- 4 (+ 5 6)))</pre>


Считайте что одну четверть Scheme уже выучили - это очень маленький язык.
Считайте, что одну четверть Scheme уже выучили — это очень маленький язык.
 
'''[[Scheme/Tutorial/2|далее>>]]'''


[[Alterator/internals/2|Продолжение следует....]]
{{Category navigation|title=Scheme|category=Scheme|sortkey=Tutorial}}

Текущая версия от 08:10, 11 мая 2012

1. Альфа и Омега

Схема — это один из старейших диалектов хорошо известного семейства языков LISP. LISP всегда существенно отличался от других языков. И не только несколько непривычным синтаксисом, но и большим изяществом и продуманностью.

Сначала всем кажется, что это ужасный язык с гирляндами круглых скобок, однако при более подробном знакомстве выясняется, что это совсем не проблема и плюсы перевешивают этот единственный минус.

Сразу порекомендую пользоваться нормальным текстовым редактором. Очень хорошо подойдут vim и emacs. А вот mcedit навсегда вас отвадит от этого языка.

Это примерно как с поп-музыкой и чем-то другим. Первая всегда быстро приходит и так же быстро уходит, а вторая не сразу придёт, зато никогда потом не покинет ;)

Всё это разглагольствование отнюдь не означает, что все остальные языки побоку. Portable Assembler — C — ещё никто не смог заменить ;)

Небольшое замечание в сторону Сизифа: там, пожалуй, самая большая коллекция компиляторов и интерпретаторов схемы. Их пусть лучше представит их мантейнер. Я же хочу обратить внимание только на три:

  • guile — не самый оптимальный по скорости, но зато непревзойдённый по удобству интеграции с C;
  • gambit-c — очень хороший компилятор, но с бедноватым набором готовых библиотек;
  • scheme48 — один из лучших интерпретаторов с богатой библиотекой.

2 О порядке слов.

Одно и то же можно рассказать разными способами. Попытаемся рассказать разными способами про операцию сложения двух чисел.

Способ 1: 2 + 3 (или «к двум прибавить три»). Не самый удачный способ с точки зрения математики и языков программирования. Однако нас приучают к нему с детства, также как и к десятичной системе счисления. Гораздо чаще произносится «два плюс три», но это скорее пословное оглашение записи, строго говоря — лишённое какого либо смысла, ибо плюсы бывают разными. Да и с точки зрения языков программирования, например того же C, получается несколько неудачно, ибо операция прибавления всё-таки обозначается как +=. А в C++ это вообще может быть оформленно как маловразумительная конструкция operator+().

Таким языком общается с миром большинство популярных языков программирования.

Способ 2: 2 3 + («два и три сложить»). Очень непривычный, но удобный способ с точки зрения математики. Известен также под названием польская нотация (или польская запись). Математическое удобство превращается в то, что компиляторы и интерпретаторы языков программирования, использующую такую нотацию, получаются чрезвычайно компактными, что позволяет их «засунуть» в кремний. Таким языком общается с миром Форт и Постскрипт.

Способ 3: + 2 3 («сложить два и три»). Может быть, не самый лучший с точки зрения науки, зато самый естественный: «сложить два и три» гораздо понятнее чем «два плюс три». Это не случайно, ибо это функциональный подход. Функция сложения применяется к двум и трём. В общем-то функция — пожалуй, одно из самых основных понятий современного мира.

Таким языком общается с миром всё многочисленное семейство LISP (и ещё много других функциональных языков программирования)

Итак, когда вы захотите что-то сказать на Scheme, сначала надо назвать функцию, а потом перечислить, к кому её применить.

Например, «вычесть из трёх четыре», «перемножить пять шесть и семь».

Теперь немного о формате вызова.

Стандартный и известный по школе способ записи результата применения функции к своим аргументам — f(x). Ещё часто используется в математике бесскобочный вариант — Ax,Fx,... Но LISP идёт своим путём и описывает вызов как (f x). Казалось бы, это ужасно, однако если функция многоаргументная, то мы экономим на спецсимволах. f(x,y,z)запишется как (f x y z). Собственно такая экономность и регулярность в синтаксисе LISP и отпугивает от него — но, как мы увидим дальше, бедность и регулярность синтаксиса — это ещё и богатство: если бы не она, то не было бы и удобного способа описания интерфейса.

Благодаря такому способу записи интерпретатор выражений получается очень простым и компактным — не в пример C++, где развесистые выражения подчас способны свести с ума как разработчика, так и компилятор; да и двусмысленность что в C, что в C++ — тоже не подарок. К ней же привыкли — привыкнете и к Scheme.

Сразу несколько простейших выражений на Scheme. Комментировать их не буду, и так всё понятно:

(+ 1 2)
(- 2 3)
(+ 1 2 3 4 5 6 7)
(* 1 2 3 4 5 6 7 0)
(+ 1 (+ 3 5))
(* 3 (* 5 6))
(+ 1 (- 7 4))
(+ 1 (- 4 (+ 5 6)))

Считайте, что одну четверть Scheme уже выучили — это очень маленький язык.

далее>>