Alterator/module/first

Материал из ALT Linux Wiki

Первый модуль

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому давайте сразу попробуем создать простейший модуль alterator. Сделаем проект alterator-simple — модуль который будет изменять значение одной переменной по имени parameter.

Бакенд

Сначала установим пакет alterator, создадим каталог с проектом и скопируем туда стандартный Makefile.

$ sudo apt-get install alterator
$ mkdir alterator-simple
$ cd alterator-simple
$ cp /usr/share/alterator/build/Makefile .

В скопированном Makefile изменим значение переменной NAME на "simple" и тут же воспользуемся стандартным правилом alterator для создания заготовки бакенда на shell:

$ make generate-backend-sh

В результате появится файл backend3/simple. Посмотрим на него внимательнее. Основной цикл работы бакенда — функция message_loop. Функция on_message — главная точка обработки входящих сообщений. Входящие параметры появляются в виде переменных shell с именем вида $in_name. Главный параметр action — определяет вид действия, который запрашивается у бакенда. Основные действия:

  • read — прочитать значение переменной
  • write — изменить значение переменной
  • list — получить список значений

Остановимся более подробно на первых двух действиях. Научим бакенд при запросе "read" считывать значение переменной parameter из файла, а при запросе "write" записывать значение переменной parameter обратно в файл.

case "$in_action" in
    read)
        write_string_param parameter "$(cat /tmp/config 2>/dev/null)"
        ;;
    write)
        [ -n "$in_parameter" ] && echo "$in_parameter" >/tmp/config
        ;;
...

Сразу же проверим бакенд, поработав с ним через интерфейс командной строки — alterator-cmdline.

$ alterator-cmdline -l /simple action read
parameter:
$ alterator-cmdline -l /simple action write parameter value
$ alterator-cmdline -l /simple action read
parameter:value

Можно также заглянуть в файл /tmp/config и убедиться, что он содержит строку 'value'.

Графический интерфейс

Интерфейс командой строки хорошо, но графический — ещё лучше. Установим необходимые дополнительные пакеты и опять воспользуемся стандартными правилами, предоставляемыми alterator для создания простейшего описания интерфейса, а также специального файла, содержащего описание модуля. Последний потребуется для приложения, визуализирующего интерфейс.

$ apt-get install alterator-standalone
$ make generate-desktop-file
$ make generate-ui-qt

В результате появятся файлы applications/simple.desktop и ui/simple/index.scm . Во втором мы сохраним следующее описание интерфейса:

(document:surround "/std/frame")

(label text "Simple module")

Первая строчка служебная. Вторая — сообщает о требовании создать метку с текстом 'Simple module'. Подобные конструкции можно вкладывать друг в друга, например:

...
(hbox
 (label text "First")
 (label text "Second"))

интерфейс из двух меток, сгруппированных горизонтально.

Для запуска интерфейса воспользуемся утилитой alterator-standalone. В качестве единственного параметра данная утилита принимает имя файла описания модуля (без суффикса desktop), в нашем случае это 'simple'.

$ /usr/sbin/alterator-standalone -l

В результате на экране появится окно

первый графический интерфейс

с надписью 'Simple module'.

Теперь необходимо наладить взаимодействие с бакендом. Для этого необходимо создать два обработчика событий и воспользоваться функциями:

  • woo-read-first — прочитать данные из бакенда
  • woo-get-option — получить значение параметра из ответа бакенда
  • woo-write — записать данные в бакенд

Первый обработчик события (loaded) будет вызываться при старте интерфейса, в этом обработчике будет происходить запрос "read" к бакенду и полученное значение переменной 'parameter' будет записано в текстовое поле. Второй обработчик события (clicked) будет вызываться при нажатии на кнопку 'OK' и в результате его работы будет происходить запрос "write" к бакенду на изменение значения переменной 'parameter' на то, что записано в текстовом поле.

Суммируя сказанное получаем следующее описание интерфейса:

(document:surround "/std/frame")

(hbox
 (label text "Parameter value:")
 (document:id parameter (edit)))

(button text "OK"
  (when clicked
    (woo-write "/simple" 'parameter (parameter value))))

(document:root
  (when loaded
     (let ((data (woo-read-first "/simple")))
       (parameter value (woo-get-option data 'parameter)))))

Функция document:id назначает текстовому полю идентификатор по которому потом можно к нему ссылаться. А document:root — ссылка на текущее окно.

Запустив интерфейс вы уже сможете считывать и редактировать содержимое файла /tmp/config.

графический интерфейс, работающий с бакендом